При этом своих кукол советские кукольники поначалу делали по моделям немецких и французских мастеров. В России попросту пока не было художников и разработок. Авторы у каждой игрушки появились гораздо позже - в 50-е годы XX века. Тогда же был основан и известный советский институт игрушки, где работали именитые художники.
- У меня внутри коллекции помимо фабрик есть отдельно и авторы. Мой любимый художник именно кукольник, например, Марианна Мотовилова, работавшая на фабрике ЛенИгрушки. У меня собрана полная коллекция её кукол, - рассказывает Оксана Токмакова. - И здесь я хочу заметить, наши модели кукол отличались от импортных тем, что их делали полностью - это было законченное произведение искусства. Художник разрабатывал модель, придумывая индивидуальную внешность, тельце, а иногда даже одежду и имя.
В коллекции, конечно, есть и дореволюционные игрушки, которые помогают проследить историю. До советского союза фабричных кукол не существовало - были только кустарные или ручные куклы. У Оксаны Викторовны, например, есть, бюсты кукол, которые нашли при раскопках развалин старинного дома в Саратовской области. Каждый бюст был завёрнут в кусочек газеты 20-годов и сложен в глиняный горшочек.
- Почему нашли именно бюсты? Раньше целую куклу купить было нельзя, кустари делали только головы-бюсты, а покупатели уже самостоятельно дома пришивали тело и изготавливали костюмы, - рассказывает Оксана Викторовна. - Зачатки фабричного производства начали зарождаться с появлением артелей. Самая старинная кукла в моей коллекции - кукла артели Гудкова и Федосеева, рубеж 19-20 веков. Именно эту артель можно считать прародительницей фабрик игрушек.
Позже практически всех артельных кукол советская власть уничтожила, потому, как те считались слишком буржуазными - фарфоровые, с белой кожей, одетые в купеческие наряды.